Библиотека

Виртуальные экскурсии по Беларуси

Виртуальные туры по Беларуси – это способ путешествовать по стране и открывать для себя ее красивейшие города, замки, храмы, музеи, не выходя из дома, сидя в кресле перед монитором. Трехмерные сферические или 360-панорамы позволят прогуляться по самым красивым местам Беларуси, рассмотреть малейшие детали и испытать чувство личного присутствия в историческом месте. Виртуальный тур по Беларуси – это лучшая онлайн экскурсия по достопримечательностям страны!

 

Виртуальные музеи

 

 

Виртуальная экскурсия

 

Мой Минск - моя столица

 

Собери Беларусь в своём сердце

 

Фотоэнциклопедия Беларуси

 

свернуть

Памятка по сохранности учебников

Памятка по сохранности учебников (для родителей)

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ НА СОХРАННОСТЬ УЧЕБНИКОВ ВАШИХ ДЕТЕЙ! ПОСМОТРЕТЬ В КАКОМ СОСТОЯНИИ ВАШИ ДЕТИ ВОЗВРАЩАЮТ ИХ В ШКОЛЬНУЮ БИБЛИОТЕКУ. ЧЕМ ДОЛЬШЕ МЫ С ВАМИ ВМЕСТЕ СОХРАНИМ ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ, ТЕМ МЕНЬШЕ ВАМ ПРИДЕТСЯ ТРАТИТЬ СВОЙ БЮДЖЕТ, ПОКУПАЯ УЧЕБНИКИ ВЗАМЕН ИСПОРЧЕННЫХ!

Во избежание потерь и порчи учебников, каждый учебник должен быть аккуратно подписан ручкой! На каждом учебнике должна быть обложка!

Меры по сохранности фонда учебников:

  1. Ответственность за комплектование, учет, сохранность и обмен несет школьный библиотекарь.

2.Учет и сохранность в каждом классе проводит классный руководитель совместно с библиотекарем.

  1. Ответственность за сохранность учебников каждого ученика несут сами учащиеся, а также их родители.
  2. В течение срока пользования учебник должен иметь прочную обложку, защищающую учебник от повреждений и загрязнений.
  3. Запрещается оклеивать учебники ламинированной пленкой во избежание повреждения обложки и форзаца.
  4. Запрещается делать в учебнике пометки карандашом, ручкой и т.д.
  5. Запрещается вкладывать в учебник посторонние предметы: авторучки, линейки, тетради, вырывать и загибать страницы.
  6. Дома рекомендуется хранить учебники в отведенном для них месте, недоступном для маленьких детей и домашних животных, отдаленном от источников огня и влажности.
  7. При получении учебника в библиотеке необходимо внимательно его осмотреть, по возможности устранить недочеты. Если учебник не подлежит ремонту - обратиться в библиотеку для замены учебника, или отметке о недостатках. В конце учебного года претензии о недочетах не принимаются, и вина возлагается на учащегося.
  8. Ремонт производить только клеем ПВА, ПФ, клеем-карандашом. Бумага должна быть белой, тонкой. Учебник, отремонтированный некачественно, возвращается для повторного ремонта.
  9. Родители и учащиеся должны сохранить в течение года все учебники целыми, без разрушения сшивки книги, с наличием всех страниц без записей и пометок.
  10. В случае порчи учебника, родители обязаны заменить непригодный для пользования учебник - новым, равнозначным.

 

 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Каждому хочется держать в руках чистую и опрятную книгу, а для этого её нужно беречь.

Поинтересуйтесь, пожалуйста, в каком состоянии учебники у вашего ребенка.

 

Родители, вместе с детьми попробуйте для себя ответит на вопросы:

1)    Знаете ли вы, сколько стоит новый учебник?

 

2)    Сколько учебников вам приходится ежегодно покупать?

 

3)    Огорчаетесь ли, если получаете учебники в плохом состоянии?

 

4)    Стремитесь ли сохранить учебники в хорошем состоянии?

 

5)    Ремонтируете ли вы учебники?

 

Помни! Учебник твой друг - без него как без рук!

 

Каждый день вы берете в руки учебники, которые открывают вам путь к вершинам познания. Смело вступайте в увлекательный мир знаний. Образование, которое вы получите, станет вашим богатством, на всем этом пути рядом с вами будет ваш учебник.

 

 

свернуть

ПЛАН РАБОТЫ  БИБЛИОТЕКИ на 2024-2025 учебный год

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Гимназия №2 г. Витебска»

_______________________  К.Л.Киселев

«____»______________2024 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

РАБОТЫ  БИБЛИОТЕКИ

ГУО «Гимназии № 2 г. Витебска»

на 2024-2025 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано

 методистом УМК

 Глушко Л.А.

 

 

 

 

 

 

НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

 НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Задачи школьной библиотеки:

  1. Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению.
  2. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
  3. Обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
  4. Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.

 

  Направления в работе школьной библиотеки в 2024/25 учебном году:

  1. Обеспечение учащихся и педагогов необходимой учебной, справочной и педагогической литературой для повышения качества усвоения знаний, улучшения процесса обучения.
  2. Формирование у детей положительных установок, навыков, норм и правил путём пропаганды информационных материалов по здоровому образу жизни.
  3. Проведение работы по воспитанию бережного отношения к книге у читателей библиотеки.
  4. Организация комфортной библиотечной среды для читателей библиотеки.
  5. Предоставление возможности использования информации вне зависимости от её вида, формата и носителя.
  6. Формирование чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.
  7. Приобщение родителей к ценностям семейного чтения и помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка средствами книги.

 

 

 

 

Формирование библиотечного фонда

 

№ п/п

Содержание работы

Срок исполнения

1.

Изучение состава фондов и анализ их использования

в течение года

2.

Работа с перечнем учебников на 2024/25 г.

в течение года

3.

Комплектование фонда художественной литературы:

v приём новых изданий художественной литературы, а так же литературы, полученной в дар или взамен утерянной (учёт и обработка);

v оформление подписки периодических изданий на 1 и 2 полугодие 2024/25 гг.

по мере поступления

 

 

 

в течение года

4.

Приём и техническая обработка новых учебников и учебных пособий:

v оформление накладных;

v запись в книгу суммарного учёта;

v штемпелевание;

по мере поступления

 

5.

 Расстановка новых изданий в фондах художественной литературы и учебников.

по мере поступления

 

6.

Изъятие из фондов и списание ветхой и морально-устаревшей литературы.

в течение года

7.

Приём и выдача новых учебников и учебных пособий (по графику)

июнь-август

8.

Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий

по мере поступления

 

9.

Обеспечение свободного доступа к художественному фонду для учащихся и сотрудников школы

постоянно

10.

Соблюдение правильной расстановки фондов на стеллажах

постоянно

11.

Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий

в течение года

12.

Оформление книжных разделителей:

v в зоне открытого доступа;

v в книгохранилище.

в течение года

13.

 Обеспечение сохранности фондов:

v рейды по проверке учебников;

v ремонт книг;

v санитарный день (1 раз в месяц).

ноябрь, апрель

по мере необходимости

последняя среда месяца

14.

Создание электронного каталога

в течение года

 

 

 

 

 

 

Ведение СБА

 

№ п/п

Содержание работы

Срок исполнения

1.

Пополнение и редактирование систематического каталога

в течение года

2.

Формирование информационной культуры учащихся:

v знакомство учащихся 1-2-х классов с библиотекой;

v проведение библиографических занятий «Основы информационной культуры».

 

 

сентябрь

 

по графику

 

 

Работа с читателями

 

№ п/п

Содержание работы

Срок исполнения

Индивидуальная работа

1.

Обслуживание читателей на абонементе согласно расписанию работы библиотеки: учащихся, педагогов, технического персонала школы.

постоянно

2.

Проведение перерегистрации читателей библиотеки

сентябрь-декабрь

3.

Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, пользования, о культуре чтения книг и журналов

при регистрации

4.

Анкетирование и изучение читательского интереса

в течение года

5.

Рекомендательные беседы при выдаче книг

постоянно

6.

Беседы о прочитанных книгах

постоянно

7.

Привлечение школьников к ответственности за причинённый ущерб книге, учебнику, периодическому изданию

по мере необходимости

8.

Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям)

сентябрь-май

Работа с родительской общественностью

1.

Оформление отчёта об оплате за пользование учебниками и учебными пособиями

октябрь

2.

Оформление уголков для родителей:

v положение о порядке обеспечения учащихся учебниками в 2023/24 учебном году;

v правила пользования учебниками.

октябрь

Работа с педагогическим коллективом

1.

Принимать участие в работе педсоветов и совещаний

соответственно плану

2.

Информировать учителей о новых поступлениях учебной и методической литературы

по мере поступления литературы

3.

Индивидуально информировать учителей по темам

в течение года

4.

Оказывать помощь учителям в проведении внеклассных мероприятий

соответственно годовому плану гимназии

 

Массовая работа

 

1.

В помощь учебному процессу

 

 

v выдача и приём учебников и методической литературы;

v выставка, посвящённая Дню знаний;

август, май

 

сентябрь

2.

В помощь социализации личности:

 

 

v воспитание здорового образа жизни: «Компас в страну здоровья»

v  профессиональное воспитание:

 «Мы выбираем, нас выбирают»; Выставка «Хочу всё знать!»

v нравственное воспитание: «Почитайте детям вслух»

v экологическое воспитание: «Прыгажосць прыроды зберагчы»

v акция выставка «Чытаем па-беларуску”

v патриотическое воспитание: «Земля отцов – твоя земля»; «Пером и кистью славлю Витебск»; «Большие права маленького человека»

пополняемая

 

пополняемая

 

постоянная

 

пополняемая

 

постоянная

пополняемая

3.

Оказание помощи классным руководителям при проведении внеклассных мероприятий.

соответственно плану школы

4.

Цикл мероприятий к знаменательным датам, раскрывающим фонд художественной литературы.

по месяцам

v 1 сентября – День знаний

v 3 сентября – День белорусской письменности

v 8 сентября – Международный день грамотности

v 95-летие со дня рождения Николая Матуковского

сентябрь

 

v 1 октября – день пожилых людей

v День учителя «Кто щедро дарит знания и свет»

«Говорите мамам нежные слова» – День матери  в Беларуси

v Выставка «Пусть всегда будет папа!», посвященная Дню отца

v 210-летие со дня рождения Михаила Лермонтова

v 75-летие со дня рождения Алексея Якимовича

октябрь

 

v 125-летие со дня рождения Михася (Михаила) Лынькова

v 115-летие со дня рождения Максима Лужанина

ноябрь

 

v Тематический обзор «Всемирный день профилактики СПИД»

v выставка-праздник «Новогодние огни приглашают в сказку»

v 90-летие со дня рождения Ивана Чигринова

 декабря

v 230-летие со дня рождения Александра Грибоедова

v 165-летие со дня рождения Антона Чехова

v 135-летие со дня рождения Бориса Пастернака

v 105-летие со дня рождения Николая Аврамчика

v 85-летие со дня рождения Леонида Дайнеко

январь

v День защитника Отечества

v 100-летие со дня рождения Ивана Науменко

v 90-летие со дня рождения Рыгора Бородулина

Февраль

v 3 марта – международный день писателя

v Выставка, посвящённая Международному Дню женщин 8 марта

v Выставка, посвящённая Дню Конституции Республики Беларусь 15 марта

v 21 март – Всемирный день поэзии

v 27 марта – Международный день театра

v 185-летие со дня рождения Франциска Богушевича

v 105-летие со дня рождения Алексея Пысина

Март

 

v Неделя книги (по плану)

v 2 апреля – Международный день детской книги

v 12 апреля – День Космонавтики (выставка-обзор)

v День чернобыльской трагедии «Не чужая зона отчуждения» 26 апреля

v 85-летие со дня рождения Виктора Казько

Апрель

 

v «О героях былых времен …» к 9 мая

v 8 мая – День Государственного герба Республики

Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь

v 18 мая – Всемирный день музеев

v 15 мая – Международный день семьи

v Выставка в помощь учащимся выпускных классов «Готовимся к экзаменам»

v 24 мая – День славянской письменности и культуры (выставка-обзор)

v 125-летие со дня рождения Владимира Жилки

v 120-летие со дня рождения Михаила Шолохова

v 85-летие со дня рождения Иосифа Бродского

Май

 

v 22 июня – День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны (выстака-память)

v 125-летие со дня рождения Кузьмы Чорного

v 120-летие со дня рождения Петра Бровки

v 115-летие со дня рождения Александра Твардовского

v 75-летие со дня рождения Алексея Дударева

Июнь

v  «Мы хотим, чтоб ваше лето было книгами согрето!» (летняя выставка)

июнь-август

5.

Книги-юбиляры 2024/ 2025 года

 

v 105 лет со дня рождения американского писателя Д. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», «Выше стропила, плотники»

v 535 лет – воспроизведению в летописном своде путевых записей «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

v 530 лет – со времени завершения работы над сатирической поэмой «Корабль дураков» С. Брандта

v 490 лет – первой публикации «Баллада о Робин Гуде»

v 420 лет – драме У. Шекспира «Отелло»

v 355 лет – комедии Ж. Б. Мольера «Тартюф»

v 205 лет – со времени выхода романа Вальтера Скотта «Айвенго»

v 205 лет –  со времени написания повести Э.-Т. Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»

v 200 лет – со времени создания комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова

v 200 лет – поэме А. С. Пушкина «Цыганы»

v 200 лет – роману в стихах Байрона «Дон Жуан»

v 195 лет – со времени издания повести А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

v 190 лет – со времени выхода сказки Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок»

v 190 лет – сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»

v 190 лет – со времени создания В. Ф. Одоевским сказки «Городок в табакерке»

v 190 лет –  повесть «Пиковая дама» А. С. Пушкина

v 190 лет – «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголь

v 185 лет – назад Михаил Юрьевич Лермонтов закончил поэму «Мцыри»

v 185 лет – роману Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста»

v 180 лет – со времени выхода романа А. Дюма «Три мушкетера»

v 180 лет – со времени написания Х. К. Андерсеном сказки «Снежная королева»

v 180 лет – роману Ж. Санд «Графиня Рудольштадт»

v 175 лет – переводу В. Жуковского «Одиссеи» Гомера

v 175 лет –175 лет – «Оле-Лукойе» Х. К. Андерсен

v 170 лет – со времени публикации повести И. С. Тургенева «Муму»

v 165 лет – со времени выхода романа И. А. Гончарова «Обломов»

v 165 лет – со времени выхода романа Ивана Тургенева «Дворянское гнездо»

v 160 лет – со времени написания Ж. Верном романа «Путешествие к центру Земли»

v 155 лет – со времени написания романа Ивана Гончарова «Обрыв»

v 155 лет – «Двадцать тысяч лье под водой» Ж. Верн

v 155 лет – назад опубликован роман В. Гюго «Человек, который смеётся»

v 155 лет – «История одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин

v 145 лет – «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевский

v 145 лет – «Бесприданница» А. Н. Островский

v 125 лет – «Дама с собачкой» А. П. Чехов

v 125 лет – «Воскресение» Л. Н. Толстой

v 120 лет – Стихам о Прекрасной даме» Александра Блока

v 120 лет – со времени написания лирической комедии «Вишневый сад» А. П. Чехова

v 105 лет – со времени выпуска в свет сказки К. И. Чуковского «Крокодил»

v 100 лет – назад вышел в английском переводе роман Е. Замятина «Мы»

v 95 лет – со времени публикации сказки К. И. Чуковского «Айболит»

v 95 лет – времени создания романа «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя

v 90 лет – со времени публикации сказочной повести «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс

v 85 лет – со времени издания повести Р. И. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

v 85 лет – со времени написания сказочной повести «Волшебник изумрудного города» А. М. Волкова

v 85 лет – со времени публикации сказок П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

v 85 лет – со времени выхода повести К. Г. Паустовского «Мещёрская сторона»

v 85 лет – «Чук и Гек» А. Гайдар

v 85 лет – «Десять негритят» А. Кристи

v 80 лет – со времени выхода романа В. А. Каверина «Два капитана»

v 70 лет – со времени написания повести Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

v 75 лет – «Веселая семейка» Н. Носов

v 70 лет – со времени создания повести Астрид Линдгрен «Мио, мой Мио!»

v 70 лет «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкин

v 70 лет – «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носов

v 65 лет – со времени написания «Денискиных рассказов» В. Ю. Драгунского

v 65 лет – «Джельсомино в стране лжецов» Дж. Родари

v 60 лет – «Альпийская баллада» В. Быков

v 60 лет – «Чарли и шоколадная фабрика» Р. Даль

v 55 лет – «Семнадцать мгновений весны» Ю. Семенов

v 55 лет – «Они сражались за Родину» М. Шолохов

v 55 лет – «Немного солнца в холодной воде» Ф. Саган

v 50 лет – со времени создания повести Б. Л. Васильева «В списках не значился»

v 25 лет – «Гарри Поттер и узник Азкабана» Дж. Роулинг

v 20 лет – со времени выхода романов Дмитрия Емца «Таня Гроттер и ботинки кентавра» и «Таня Гроттер и колодец Посейдона»

v 20 лет – «Впусти меня» Ю. А. Линдквист

v 20 лет – «Девушка с татуировкой дракона» С. Ларссон

v 20 лет – «Облачный атлас» Д. Митчелл

 

Реклама библиотеки

№ п/п

Содержание работы

Срок исполнения

1.

Создание фирменного стиля:

v  эстетическое оформление;

v  создание уюта и комфортной обстановки в помещении школьной библиотеки;

v  работа с расстановкой фонд и оформление выставок;

v  озеленение помещения школьной библиотеки.

в течение года

2.

Реклама о деятельности школьной библиотеки:

v наглядная (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой; подготовка буклетов, оформление стендов);

v устная (во время библиотечных занятий «Основы информационной культуры»).

в течение года

 

 

 

Зав. библиотекой                                                                                    Л.В. Просалова

 

 

 

свернуть

Историческая и гражданско-патриотическая литература

Человек лишенный патриотических чувств является чужаком в своем Отечестве. Активно-деятельная форма проявления патриотизма - это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа. Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов; готовность прийти стране на помощь; добросовестный труд; служение Родине. Патриотизм сегодня выступает в качестве духовной основы по возрождению Беларуси.

Литература по патриотическому воспитанию в Беларуси

Издание является частью учебно-методического комплекса для факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» и содержит три компонента: книгу для чтения, рабочую тетрадь, иллюстрированный словарь. В УМК также входит методическое пособие для учителей. Материалы пособия направлены на воспитание нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать ответственность за судьбу своего Отечества.

Эта великолепно иллюстрированная книга посвящена Беларуси — стране с богатейшей историей, самобытной культурой и заповедной природой. Она знакомит с 99 знаменитыми историко-культурными, природными и ландшафтными объектами. Почему их 99? Во-первых, 99 — это открытое сакральное число, а во-вторых, каждый читатель вправе найти собственный сотый вариант.

Таким местом может стать ваша малая родина или увиденный в странствиях небольшой городок, деревенская церквушка или костёл. Или уютно примостившийся на узкой улочке старинный дом, чудом уцелевший среди лихолетья войн…

Главная же задача книги — вдохновить и юных, и взрослых читателей путешествовать по Беларуси, пробудить чувство гордости за свою малую родину, желание побывать в её известных и малоизвестных уголках, напитаться красотой и прикоснуться к культурным истокам души белоруса.

 Текстовый и иллюстративный материал книги соотносится с содержанием учебных предметов «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «История Беларуси» и позволяет расширить и углубить знания учащихся V–XI классов.

А современная технология дополненной реальности, включённая в книгу в виде видеороликов, откроет новые ракурсы восприятия достопримечательностей (например, с высоты птичьего полёта), познакомит с яркими особенностями этих рукотворных твердынь.

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Проект «Гордость ЗА Беларусь» реализован Аналитическим центром EcooM совместно с газетой «СБ. Беларусь сегодня», Министерством информации и Министерством образования Республики Беларусь.

Книга издана в двух частях. В первую вошли главы, посвящённые здравоохранению, развитию связи, образования, национальной безопасности, этноконфессональной сферы, спорта и туризма. Во второй части представлены сельское хозяйство, промышленность, развитие предпринимательства и другие темы. Символично название проекта. Гордость за Беларусь — именно то, что необходимо воспитать сегодня у подрастающего поколения. И это направление воспитательной работы получило конкретное содержательное наполнение в виде материалов о политических и социально-экономических, культурных, спортивных событиях, которые происходили в республике, начиная с 1990-х гг.

В 2022 году за реализацию издательского проекта «Гордость ЗА Беларусь» Сергея Мусиенко издательство «Адукацыя і выхаванне» отмечено высшей наградой LXI Национального конкурса «Искусство книги» в номинации «Триумф» и удостоено знака-символа «Золотой фолиант» и Почётного диплома имени Франциска Скорины.

Предлагаемая хрестоматия подготовлена для учащихся учреждений общего среднего образования. Главная цель издания — создать широкую, доступную источниковую базу, позволяющую каждому желающему самостоятельно расширить и углубить знания о важнейших событиях Второй мировой войны.

свернуть

Библиотека - родителям

Читайте не затем, чтобы противоречить и опровергать,

не затем, чтобы принимать на веру, и не затем,

чтобы найти предмет для беседы;

но чтобы мыслить и рассуждать.

                                                                                 Ф.Бекон

Скоро в школу. Как развивать способности ребенка.

У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт В практической деятельности. Что такое способности?

Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.  

Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.

Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые нужно выработаны у человека.

Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами. Назовем эти  способности так:

Интеллект — некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях по­знавательного контакта человека с миром и как  способность решать задачи на основе применения имеющих знаний.

Креативность — способность преобразовывать знания с участием воображения и  фантазии,   

Обучаемость — способность приобретать новые знания.

Каждый из вас наверняка задавал себе вопросы; "А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?". "Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?" "Могу я что-нибудь сделать для моего ребенка, чтобы развит о его способности'". Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребенка именно вы и никто другой. Чтобы развить у ребенка способности читайте с ребенком книги.

 

Значение книги в жизни человека огромно. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Приучение детей к чтению потребует времени и усилий. Никто за родителей этого не сделает. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Опыт показывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Сейчас много идет разговоров о том, что традиционная система оценок успеваемости школьников, т.е. пятибалльная система – изживает себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и т.д., как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности.

Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, для кого чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. И большую помощь в этом вопросе могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования своих детей. Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.

Для нас, как и для предыдущих поколений, книга была единственным источником знаний. Но времена изменились: современные технологии – от аудиоплееров до компьютеров – стремительно шагнули вперед, а дети – что удивительно! – быстро их освоили. Возникает вопрос: нужны ли ребенку книги? Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ. Что же мешает чтению детей? Просто сейчас детских развлечений стало гораздо больше.

Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?

  1. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
  2. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
  3. Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
  4. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
  5. Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух.
  6. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.
  7. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.
  8. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут, причем чтение должно быть обязательно вслух. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного общения с книгой.
  9. Не нужно насиловать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями.
  10. Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Факты о пользе чтения

1. Чтение делает взгляд острее  Вы будете лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя. Хорошую книгу обязательно прочитайте ещё раз – вы наверняка увидите там что-то новое.
2. Чтение сохраняет ваше физическое здоровье 
Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга. Без всякого риска получить травму!
3. Чтение положительно влияет на окружающую среду 
Если вы читаете книгу, значит, дерево из которого она изготовлена, было срублено не напрасно. Для чтения книг нет нужды тратить электричество или покупать батарейки, и при этом они легче ноутбука. Вы читаете, а значит, не можете вести машину и ходить по улицам, что ведёт к сокращению пробок и очередей.
4. Чтение научит вас общаться 
Ваши интересные замечания чудесным образом преобразят даже скучные разговоры о вчерашних спортивных событиях или телевизионной передаче. А ваш растущий талант рассказчика позволит вам с лёгкостью приписывать себе приключения вымышленных персонажей. Особенно большое впечатление это производит на людей, которые почти не читают.
5. Чтение помогает приятно проводить свободное время 
Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать всё. Придётся перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдёте книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщете «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь. 
6. Чтение дарует спокойствие  Родители, учителя и другие взрослые будут настолько рады видеть ребёнка читающим, что не станут лишний раз дёргать его.
7. Чтение помогает сконцентрироваться  Читать можно и под музыку, и во время занятий: читать и не обращать внимания на суету вокруг. Тренированный читатель без проблем может параллельно смотреть четыре передачи, всё время переключая каналы. При желании вы можете читать в транспорте.
8. Чтение хорошо сказывается на вашей фигуре Не бойтесь набрать лишние килограммы. Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. С книгой вы способны путешествовать так далеко, как только пожелаете, и воплощать самые фантастические мечты. Вас сложнее соблазнить попкорном: ведь «кино» уже идёт в вашей голове.
9. Чтение полезно для родителей  Наблюдая за тем, как ребёнок наслаждается книгой, взрослые тоже втягиваются в чтение, даже если они слишком заняты, чтобы читать. Взрослые будут благодарны ребёнку за вновь обретённое счастье.

Штейман А. Страсть к чтению // Библиотека в школе. – 2009. - № 19. – С.32-34.)

свернуть

Мысль в подарок

Пословицы  о книгах

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

 Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.

Книга не пряник, а к себе манит.

Книга в суме – в пути тягость, книга в уме - в пути облегчение.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Сказанное слово – было, да нет, а написанное живёт век.

Кто работает без книг, решетом воду черпает.

Кто много читает, тот много знает.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга – зеркало жизни.

Книга – твой друг, без нее как без рук.

Дом без книги, что без окон.

Хорошая книга ярче звездочки светит.

Хорошая книга — лучший друг.

Книга — лучший подарок.

С книгою жить – век не тужить.

 

Афоризмы о книгах

Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.

(А. Декурсель)

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

(Д. Дидро)

Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.

(А. Дюма-сын)

Можно определить достоинство народа по количеству книг, которые он поглощает.

(Э. Лабуле)

Я сужу о городе по количеству имеющихся в нем книжных магазинов.

(А.Г. Рубинштейн)

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

(Д. Дидро)

Книга так захватила его, что он захватил книгу.

(Эмиль Кроткий)

Книги – дети разума.

(Джонатан Свифт)

Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа.

(Готфрид Вильгельм Лейбниц)

Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

(Фрэнсис Бэкон)

Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник.

(Петр Андреевич Павленко)

Хорошая книга – точно беседа с умным человеком.

(Лев Николаевич Толстой)

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

(В. Сухомлинский)

Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.

(А.И. Герцен)

свернуть

Литературный календарь

Книги-юбиляры 2023/ 2024 года

  • 420 лет драме У. Шекспира «Отелло» (1604 г.)
  • 355 лет комедии Ж. Б. Мольера «Тартюф» (1669 г.)
  • 305 лет со времени выхода повести Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» (1719 г.)
  • 215 лет первой публикации «Басен» Ивана Андреевича Крылова (1809 г.)
  • 205 лет      со времени выхода романа Вальтера Скотта «Айвенго» (1819 г.)
  • 200 лет со времени создания комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1824 г.)
  • 200 лет поэме А. С. Пушкина «Цыганы» (1824 г.)
  • 200 лет роману в стихах Байрона «Дон Жуан» (1824 г.)
  • 195 лет назад была завершена публикация «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (12 том – в 1829 г.)
  • 195 лет со времени издания повести А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» (1829 г.)
  • 190 лет со времени выхода сказки Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок» (1834 г.)
  • 190 лет сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» (1834 г.)
  • 190 лет      со времени создания В. Ф. Одоевским сказки «Городок в табакерке» (1834 г.)
  • 185 лет назад Михаил Юрьевич Лермонтов закончил поэму «Мцыри» (1839 г.)
  • 180 лет со времени написания Х. К. Андерсеном сказки «Снежная королева» (1844 г.)
  • 170 лет со времени публикации повести И. С. Тургенева «Муму» (1854 г.)
  • 165 лет со времени выхода романа И. А. Гончарова «Обломов» (1859 г.)
  • 165 лет со времени постановки на сцене драмы А. Н. Островского «Гроза» (1859 г.)
  • 165 лет      со времени выхода романа Ивана Тургенева «Дворянское гнездо» (1859 г.)
  • 160 лет со времени написания Ж. Верном романа «Путешествие к центру Земли» (1864 г.)
  • 160 лет поэме Н. А. Некрасова «Железная дорога» (1864 г.)
  • 155 лет со времени завершения публикации романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого (1869 г.)
  • 155 лет со времени написания романа Ивана Гончарова «Обрыв» (1869 г.)
  • 150 лет со времени написания Ж. Верном романа «Таинственный остров» (1874 г.)
  • 130 лет со времени завершения работы над сказками Р. Дж. Киплинга «Книга джунглей» (1894 г.)
  • 120 лет Стихам о Прекрасной даме» Александра Блока (1904 г.)
  • 120 лет со времени написания лирической комедии «Вишневый сад» А. П. Чехова (1904 г.)
  • 105 лет со времени выпуска в свет сказки К. И. Чуковского «Крокодил» (1919 г.)
  • 100 лет со времени публикации сказок В. В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поёт?» (1924 г.)
  • 100 лет со времени создания сказки К. И. Чуковского «Муха Цокотуха» (в 1924 г. – «Мухина свадьба»)
  • 100 лет со времени создания сказочной повести Ю. К. Олеши «Три толстяка» (1924 г.)
  • 95 лет со времени публикации сказки К. И. Чуковского «Айболит» (1929 г.)     
  • 90 лет со времени публикации сказочной повести «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс (1934 г.)
  • 85 лет роману французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей» (1939 г.)
  • 85 лет со времени издания повести Р. И. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (1939 г.)
  • 85 лет со времени написания сказочной повести «Волшебник изумрудного города» А. М. Волкова (1939 г.)
  • 85 лет со времени публикации сказок П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка» (1939г.)
  • 80 лет со времени выхода романа В. А. Каверина «Два капитана» (1944 г.)
  • 80 лет со времени публикации сборника рассказов и сказок «Волшебное слово» В. А. Осеевой (1944 г.)
  • 75 лет со времени создания Львом Кассилем совместно с Максом Поляновским повести «Улица младшего сына» (1949 г.)
  • 70 лет со времени написания повести Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (1954 г.)        
  • 65 лет со времени начала публикации романа К. М. Симонова «Живые и мёртвые» (1959г.)
  • 65 лет со времени написания «Денискиных рассказов» В. Ю. Драгунского (1959 г.)
  • 60 лет со времени издания повести Л. А. Кассиля «Будьте готовы, ваше высочество!» (1964 г.
  • 55 лет со времени публикации повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (1969 г.)
  • 55 лет со времени издания романа Ю. В. Бондарева «Горячий снег» (1969 г.)
  • 20 лет со времени выхода романов Дмитрия Емца «Таня Гроттер и ботинки кентавра» и «Таня Гроттер и колодец Посейдона» (2004 г.)
свернуть

Акция "Подари книгу библиотеке!"

Уважаемые учащиеся, педагоги и родители!

Приглашаем вас принять участие в акции "Подари книгу школьной библиотеке".

Участвовать в акции могут не только школьники, но и все желающие, в том числе выпускники гимназии прошлых лет.

Все подаренные книги будут поставлены на учёт, а в школьной библиотеке пройдут выставки подаренной литературы с информацией о дарителях.

Всех желающих подарить новую книгу, ждём в школьной библиотеке. Заранее благодарны!

Благотворительность стала доброй традицией во всех делах, и её практическая польза очевидна. Вы сможете оказать существенную помощь школьной библиотеке.  Дарение - это движение души, подаренные книги найдут своего читателя.

Цель акции - пополнение фондов школьной библиотеки. Акция направлена на популяризацию и распространение идеи ценности чтения как важнейшего средства интеллектуального и духовного развития подрастающего поколения. Пополнения фонда школьной библиотеки современной художественной, энциклопедической и программной литературой.

Задачи акции:

- привлечение детей к чтению;

- формирование активной гражданской позиции;

- пропаганда книг современных детских авторов;

- воспитание патриотизма, чувства ответственности и уважения к гимназии.

Количество книг, подлежащих дарению, не ограничено. Надеемся на Ваше участие в акции!

 

   Часто бывает, что прочитанные книги грустно "скучают" и "стареют" на домашних полках. А ведь можно продлить им жизнь, подарив их библиотеке. Очень здорово, что среди наших читателей есть такие люди, которые это понимают. Благодаря их бескорыстию наш фонд постоянно пополняется нужной литературой. Так книги обретают новый дом и новых читателей. Спасибо большое за такой подарок!!!

 

 

свернуть

Новые поступления

Мастацкае слова ў паэзіі: зборнік твораў для вывучэння беларускай літаратуры ў 11 класе. – Мінск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2017. – 384 с. – (Школьная бібліятэка).

ISBN 978-985-11-0981-0

 У кнігу ўвайшлі вершы сучасных беларускіх паэтаў, творчасць якіх імкнецца паспець за імклівым часам з яго смуткам і радасцю, гневам і суровасцю, трывогай і верай… Знаемства з творамі зборніка дапаможа адзінаццацікласнікам адчуць дыханне часу, яго рытм, мэтанакіраванасць у будучае…

   У зборнік увайшлі вершы Ніла Гілевіча, Рыгора Барадуліна, Яўгеніі Янішчыц, Алеся Разанава, Алеся Пісьмянкова, Міколы Мятліцкага, Віктара Шніпа, Генадзя Пашкова, Навума Гальпяровіча.

Сборник произведений для чтения в 11 классе

   Сборник произведений для чтения в 11 классе: повести, рассказы, жизнеописание. . В 2 ч. Ч.1 / сост. части Алексей Жабинский. – Мн.: Звязда, 2017. – 512 с. – (Школьная библиотека).

ISBN 978-985-575-134-3

СОДЕРЖАНИЕ

Андрей Платонов

  • Песчаная учительница. Рассказ
  • Фро. Рассказ
  • В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев). Рассказ
  • На заре туманной юности. Рассказ

Иван Шмелев

  • Солнце мертвых. Повесть

Борис Зайцев

  • Преподобный Сергий Радонежский

Радзіма мая дарагая

   Радзіма мая дарагая: зборнік твораў для 6-га класа. У 2 кн. Кн. 1 / уклад. Віктара Шніпа. – Мінск: Мастацкая літаратура, 2017. – 478 с. – (Школьная бібліятэка).

ISBN 978-985-02-1764-6

ЗМЕСТ

Янка Брыль

  • Маці
  • “Ветэрынар”

Анатоль Бутэвіч

  • У гасцях у вечнасці

Васіль Вітка

  • Трывога ў Ельнічах

Якуб Колас

  • На чужым грунце
  • Купальскія светлякі

Янка Маўр

  • У краіне райскай птушкі

Алесь Наварыч

  • “Памалюся Перуну, пакланюся Вялесу”

Іван Навуменка

  • Пераломны ўзрост

Ніколі не забудзем

  • Дарога ў атрад
  • Мужнасць
  • Як я стаў гвардзейцам
  • Мая дапамога

Іван Пташнікаў

  • Арчыбал

Аляксей Якімовіч

  • Эльдарада просіць дапамогі

 

У нерушы дзікай прыроды

   Стома, В.И. У нерушы дзікай прыроды: аповесці, апавяданні, замалеўкі / Вячаслаў Стома. – Мінск: Беларусь, 2017. – 335 с. – (Школьная бібліятэка).

ISBN 978-985-01-1221-7

Кніга запрашае чытача ў захапляючае падарожжа ў свет жывой прыроды, расказвае пра жыцце і звычкі звяроў, рыб, а таксама пра багацце і разнастайнась флоры нашай краіны.

    Рэкамендуецца навучэнчам другой ступені агульнай сярэдняй адукацыі для чытання і абмеркавання.

 

География в 11 классе

   Витченко, А.Н.  География в 11 классе: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / А.Н.Витченко, Е.А.Антипова, Л.М.Харитонова. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017. - 136 с.: ил.

Данное пособие содержит методические и информационные материалы, которые могут быть полезны учителю при организации образовательной деятельности. Предложенные методические подходы структурированы в соответствии с содержанием учебного пособия и учебной программой для XI класса как на базовом, так и на повышенном уровнях изучения географии. В пособии предлагаются разнообразные приёмы проведения учебных занятий, которые учитель может использовать соответственно образовательным и воспитательным задачам.

"Человек и мир" в 1 классе

   Трафимова, Г.В.  Учебный предмет "Человек и мир" в 1 классе: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. - Минск: НИО, 2017. - 160 с.

Учебно-методическое пособие содержит подробные методические рекомендации по проведению уроков, предусмотренных обновленной учебной программой «Человек и мир» (2017). Определены задачи уроков, раскрываются формы и методы учебной работы, роль и место нового учебного пособия «Человек и мир: 1 класс», книги для чтения, в совместной деятельности учителя и учащихся.

"Зборнік драматычных твораў для вывучэння ў 10 классе"

У зборнік увайшлі драматычныя творы вядомых беларускіх пісьменнікаў, якія сваімі п’есамі не толькі ўзбагацілі айчынную літаратуру і нацыянальны тэатральны рэпертуар, але і ўнеслі ўклад у сусветную скарбніцу мастацкага слова.
Зборнік выдаецца ў межах праграмы, зацверджанай Міністэр- ствам адукацыі Рэспублікі Беларусь, і прызначаны для адукацыйных мэт.

"Празаічныя творы для ввучэння беларускай літаратуры ў ХI  класе"

У зборнік увайшлі творы выдатных пісьменнікаў: Івана Навуменкі, Міхася Стральцова, Георгія Марчука і Алеся Марціновіча, якія прадстаўляюць класічную беларускую прозу 60-х гадоў ХХ-ХХI cтагоддзя.

свернуть

«Давайце чытаць беларускую кнігу!»

Библиотекой был проведён мониторинг по привитию интереса к чтению книг на белорусском языке.

Благодарим всех, кто принял участие!

свернуть

Знакомство с библиотекой

поделиться в:

Интернет-ресурсы: